совместный проект
Передвижной бизнес прост только на первый взгляд. Начинающий бизнесмен, вдохновленный огромным выбором видов деятельности и перспективами быстрой окупаемости, может забыть о некоторых «подводных камнях». Мы расскажем вам о том, какие параметры должен учесть предприниматель.
Движение прибыли
По оценкам Минпромторга, передвижной бизнес в России — перспективное направление, которое позволит привлечь миллиарды рублей инвестиций. Так, ожидает министерство, после принятия закона о нестационарной и мобильной торговле российская экономика получит порядка 600 млрд руб. (информация ТАСС. — Прим. ред.). Мобильная торговля поможет снизить цены на продукты в стране на 10-15% по сравнению с торговыми сетями и одновременно повысит их качество.
Пока в стране активнее всего развиваются фудтраки и автолавки. «Фудтраки — это подтверждение того, что законы экономики работают четко. Людям была нужна качественная креативная еда, которую можно купить по дороге домой, рядом с работой, или хороший кофе», — отмечает вице-президент ассоциации «Гастроном» Илья Завельский. Также, по его словам, увеличивается число автолавок, в том числе тех, которые используют предприятия малого бизнеса, — иначе им не найти точки сбыта. «Правда, пока в нашей стране не будет принят закон о нестационарной и мобильной торговле, передвижной бизнес в России не начнет работать так, как должен», — заключает Илья Завельский.
Дело за планом
Оцените конкурентные условия в каждом сегменте рынка и найдите дело, которым будете заниматься. Например, популярный в прошлые годы бизнес грузоперевозок уже поделен между крупными и средними компаниями. В то же время на рынке мобильной торговли можно найти перспективную нишу. У автолавок и фудтраков есть ряд существенных преимуществ — инвестиции сравнительно небольшие, а за счет легкости выбора локаций и смены ассортимента найти путь к своему покупателю довольно просто.
После того как вы провели анализ рынка, на который хотите выйти, и увидели, что, несмотря на активность конкурентов, шансы заработать на нем есть, самое время заняться расчетами. Рассмотрим, что нужно, например, для открытия фудтрака. Самые распространенные фудтраки — с бургерами, пиццей, стейками, горячими напитками, сладостями и другой едой, ставшей привычной для жителя мегаполиса. Но встречаются и достаточно экзотичные фудтраки — например, с веганской едой. Профессиональный повар поможет составить меню за 30-40 тыс. руб. Бизнесмены, уже открывшие свои фудтраки, рекомендуют сначала «обкатать» меню в течение 2-3 недель. Кстати, вполне понятно, что именно то блюдо, которое лучше всего удается, и пользуется потом наибольшим спросом. В проходных местах, на спортивных или музыкальных мероприятиях фудтракам лучше всего предлагать блюда, которые готовятся не дольше пары минут. Кулинарные изыски лучше оставить для фестивалей еды.
«Кухня в фудтраках очень разнообразна, и в крупных городах спрос на нее есть. Кроме того, еда там дешевле, чем в стационарных точках. Если фудтраку удается занять хорошее место, к нему каждый день выстраивается очередь», — отмечает Илья Завельский.
В среднем в мобильной торговле в зависимости от вида деятельности первоначальные инвестиции колеблются от 2 до 2,5 млн руб. Они окупаются сравнительно быстро — в среднем за год. Срок окупаемости зависит от графика работы. Работая на каких-либо мероприятиях, владельцы получают 70-200 тыс. руб. чистой прибыли в день, а после них фудтрак может какое-то время стоять без работы. При работе в обычном ежедневном режиме чистая прибыль — 10-13 тыс. руб. Свое дело может не окупиться только в том случае, если неправильно выбрано место или ассортимент, и на старте владельцам мобильного бизнеса стоит сосредоточить основное внимание именно на этих двух параметрах.
Основное оборудование, например для бургерной, включает, как правило, 10 предметов: жарочная поверхность, фритюрница, мясорубка, пресс для гамбургеров, разделочный стол, морозильник (нужен, если будут использоваться замороженные полуфабрикаты), вытяжка, слайсер, моечная ванная и холодильник. Если все это китайского производства, то, по нашим подсчетам, будет стоить около 1,3 млн руб. Между тем, есть специальные фирмы, которые делают все сами, — у них можно заказать кофемобиль или фудтрак. Так, в фирме «Клен» фудтрак для пиццы «под ключ», который понадобится, конечно, оснастить специальными печами, обойдется в сумму порядка 2 млн руб. Фудтрак формата «Бургерная плюс пиццерия» будет стоить чуть больше 2,3 млн руб. А если вы захотите что-то более замысловатое, например готовить на гриле, то обязательно учитывайте в бюджете гриль-печь, которая не относится к дешевому оборудованию. Так, в фирме «Клен» гриль-печь производства Словении стоит от 400 до 700 тыс. руб. Заметим, что такое оборудование можно приобрести в кредит: если вы, например, покупаете гриль-печь стоимостью 600 тыс. руб., то максимальный срок кредитования составит 4 года, а минимальный ежемесячный платеж — 24 тыс. руб.
Доходное место
Следом за видом бизнеса выберите населенные пункты или локации в городе, где вы планируете вести бизнес, определите расстояние между ними и численность потенциальных клиентов. Недаром в России растет популярность автолавок, которые торгуют хлебом, солью, мукой, консервами, даже батарейками и спичками, — словом, всем тем, что можно легко перевозить, нужно человеку каждый день и при этом в условиях российских расстояний в регионах не всегда можно купить у дома. А для фудтраков предпочтительнее оживленные пешеходные улицы, места вокруг университетов, стадионов и остановок общественного транспорта. Не забывайте о том, что занять место просто так вы не сможете — за его аренду придется платить. Установка мобильной точки во время фестиваля или ярмарки, за некоторыми исключениями, бесплатной тоже не будет и обойдется в сумму от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей.
Следующий шаг — это регистрация и выбор системы налогообложения. Например, для торговли достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. У этой формы собственности есть ряд преимуществ: быстрая регистрация, небольшая госпошлина (800 руб.), фиксированный платеж в Пенсионный фонд при доходе до 300 тыс. руб., свободное распоряжение средствами на расчетном счете и другие. В качестве системы налогообложения многие бизнесмены выбирают ЕНВД (единый налог на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей, то есть 15% от вмененного дохода. — Прим. ред.). У ЕНВД есть ряд преимуществ: размер получаемого дохода не ограничен, система разрешена для компаний общепита (в отличие от, например, упрощенной системы), работать в фирме могут до 100 сотрудников (а не 15, как, к примеру, в фирмах, применяющих патентную систему). Если предприниматель нанимает бухгалтера для удаленной работы, то система налогообложения будет также влиять и на оплату труда бухгалтера. Например, ведение бухгалтерского учета для компании, работающей на ЕНВД, обойдется в 3500 руб. в месяц для 10 операций, 6500 руб. — для 61-100 операций и так далее. Расчет зарплаты одного сотрудника стоит в среднем 200 рублей, комплект квартальной отчетности — 2000 руб.
Не забудьте тщательно выбрать обслуживающий персонал, которому предстоит работать с вашими клиентами, и определить зарплату, которую вы готовы платить. Для небольшого фудтрака, как пишут на профильных форумах, достаточно двух сотрудников — повара и кассира.
Поваров может быть и больше, главное, чтобы площадь фудтрака позволяла работать всем вместе. Например, по информации на сайтах поиска работы, повару в столичной бургерной-фудтраке обещают зарплату от 30 до 40 тыс. руб. в месяц, а вот в Красноярске она будет уже ниже — 23-30 тыс. руб. Организационная работа, конечно, оплачивается дороже. Крупная компания «Мираторг», которая в настоящее время развивает сеть собственных бургерных, решила платить менеджерам по 50 тыс. руб. Они должны не только организовать все процессы в бургерной, но и работать на кассе, контролировать качество продукции и соблюдение санитарных норм.
Также вам предстоит заняться поиском транспортного средства и местом, где вы его будете хранить. Если со вторым разобраться достаточно просто, то первое — это самый важный шаг. Автомобиль — это основа передвижного бизнеса, ваш главный инструмент. Поэтому она должна быть крепкой «рабочей лошадкой». А учитывая, что именно транспорт является основной статьей расходов в передвижном бизнесе, вам нужно найти машину, затраты на которую будут разумными и не пошатнут рентабельность вашей фирмы. Владельцу передвижного бизнеса нужен автомобиль, который легко преодолевает средние расстояния, удобен в управлении, достаточно компактен для хранения, а также может обслуживаться в широкой дилерской сети. При этом в России уже появились готовые решения для мобильного бизнеса — соответственно заниматься переделкой автомобилей и самостоятельным оснащением нет необходимости. К таким относятся, например, фудтраки и автолавки, созданные на базе машин «ГАЗель Next». На них распространяются условия фирменных кредитных и лизинговых программ. Поэтому если при планировании предприниматель понимает, что бюджета не хватает, можно воспользоваться услугами банков и лизинговых компаний.
Копилка для бизнеса
Многие компании и банки в России предлагают программы для владельцев «передвижного» бизнеса
читать
Не влететь в копеечку
Узнайте, как правильно и недорого эксплуатировать «Газель»
читать
Начало дороги
Путь к собственному бизнесу прост — нужно пройти лишь несколько шагов
читать
Навстречу клиенту
Фантазия бизнесменов безгранична, и «вывести на дорогу» они способны любое дело
читать