совместный проект
Во всем мире поставщики услуг все чаще выходят на улицы — они готовы ехать к клиенту сами. Передвижной бизнес уже не ограничен фудтраками: на колеса поставлены бани, тренажерные залы, парикмахерские и салоны для стрижки собак.
Обед на дороге
Самым крупным сегментом передвижного бизнеса являются фудтраки. Этот бизнес зародился в США в конце 19 века. В 1866 году техасский фермер Чарльз Гуднайт, переоборудовав армейский вагон, начал торговать кофе и простой едой — бобами, беконом, солониной.
В настоящее время фудтрак-бизнес особенно развит в США и ряде стран Азии, что связано, конечно, с популярностью уличной еды. Так, по данным Food and Agriculture Organisation, около 2,5 млрд людей в мире едят на улице каждый день. Например, в Бангкоке 40% населения приобретают еду навынос.
Успех фудтраков объясняется помимо прочего интересом миллениалов к еде нового формата — ее легко купить, съесть, она не ограничена только фастфудом. А еще фудтраки популярны у фуди (англ. Foodie. — Прим. ред.) — людей, для которых еда сродни искусству, обожающих новые вкусы и кулинарные эксперименты. В настоящее время фудтраки предлагают практически все блюда, которые можно найти в мире, включая пищу без глютена и сэндвичи для веганов, изысканные десерты и напитки.
Разумеется, не нужно забывать об интересах предпринимателей — фудтраков становится все больше и потому, что бизнесменам выгоднее начать передвижной бизнес, чем открыть стационарный ресторан. Так, по данным исследовательской фирмы Technomic, в США новый фудтрак обойдется в 150-200 тыс. долл., тогда как начальные инвестиции в обычный ресторан — 1 млн долл. Учитывая, что в основе успеха фудтрака лежит объем продаж, а в правильно выбранном месте он легко обеспечивается, компания довольно быстро добивается от передвижного дела ежегодного оборота в 400 тыс. долл.
В США выручка от фудтраков, по итогам 2016 года, составила 870 млн долл., а число компаний, занятых в этом бизнесе, достигло 3700 — такова оценка фирмы IBISWorld, специализирующейся на маркетинговых исследованиях. В число самых популярных американских фудтраков входят, например, компании из Нью-Джерси — Taco Truck, продающая мексиканскую еду, и Oink&Moo BBQ, торгующая разнообразными мясными блюдами, а также Fucuburger Truck из Лас-Вегаса, включивший в меню бургеры на японский манер. Гурманам нравятся и два «нью-йоркца»: созданный бывшим инвестбанкиром Люком Холденом фудтрак Luke’s Lobster, специализирующийся на лобстерах, крабах и роллах из креветок, и Cinnamon Snail с едой для вегетарианцев и веганов. Известны в США фудтраки Kogi, торгующие блюдами корейской и фьюжн-кухни. Основателем Kogi стал выходец из Южной Кореи Рой Чои — именно его считают одним из популяризаторов уличной еды для гурманов.
В Европе фудтрак-революция началась сравнительно недавно — несколько лет назад. Так, во Франции выручка от ресторанного бизнеса, включая мобильную торговлю, конечно, гораздо скромнее, чем в США, — 57 млн долл., согласно данным Statista. Первые фудтраки, похожие на американские, появились в Париже в 2012 году. Зато теперь во Франции гурманы готовы сами следовать за некоторыми фудтраками, еда из которых не уступает лучшим парижским ресторанам. Здесь даже составлен список фудтраков для туристов. А в 2017 году знаменитый французский шеф Марк Вейра удивил поклонников собственным фудтраком.
Традиции Америки проникают и дальше Европы. Так, в Таиланде, сообщает Food Truck Club, около 1500 фудтраков продают пиццу, бургеры, морепродукты на гриле и другие блюда. В Австралии передвижная еда доступна на всей территории страны — по статистике портала Where The Truck At, там работают более 400 фудтраков. А в ОАЭ, где, по информации сайта www.thenational.ae, еще четыре года назад была одна машина с едой, сегодня около 60 фудтраков.
Полакомиться блюдами, которые предлагают лучшие фудтраки, гурманы могут на разнообразных фестивалях. В июне прошлого года в Ирландии состоялся крупнейший европейский фестиваль фудтраков — посетители смогли отведать еду из 14 стран. А в мае в Брюсселе прошел масштабный мировой фестиваль, который посетили 150 тыс. человек.
В России, по данным паблика Food Truck Russia, около 200 фудтраков — они работают в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. В нашей стране есть, например, ставший одним из первопроходцев отрасли фудтрак Durum Durum с шаурмой, «Реально жарим» с хот-догами, морсом и лимонадом, «Белки и углеводы» с американским и мексиканским фастфудом, мобильная омлетная «Космические яйца» и многие другие. Первое профильное мероприятие — Фестиваль фудтраков — прошло два года назад в столице и собрало 15 000 гостей. Сейчас такие события в городе уже стали привычными. Например, в декабре москвичи и гости столицы смогли попробовать 500 блюд на фестивале Food Show 2017 в «Сокольниках». Вкусная уличная еда доступна не только в Москве. Так, жители Ярославля в августе прошлого года оценили мастерство лучших поваров на городском пикнике «Пир на Волге».
Учитывая возросший интерес жителей мегаполисов к продукции фудтраков, система заказов Delivery Club в ноябре запустила сервис доставки еды из них.
Помощники в пути
Кроме фудтраков существуют десятки видов бизнеса «на дороге», и каждый год появляются новые. Например, мобильные салоны для домашних животных, где работают профессиональные грумеры, пользуются популярностью. Американская компания Aussie Pet Mobile уже стала известной в мире — кроме США в настоящее время она представлена в Греции, Канаде и Саудовской Аравии.
Для занятых людей, которым срочно нужно узнать результаты медицинских исследований, работают специальные передвижные лаборатории. В США и некоторых регионах Канады, к примеру, таким бизнесом занимается фирма Health Street.
Популярен также «передвижной» спорт. Например, с помощью мобильных тренеров лондонской компании Gym On Wheels люди занимаются спортом там, где хотят, и получают советы по питанию.
Салон красоты, который приедет к клиенту домой и поможет сделать стрижку, укладку, маникюр, макияж, — мечта любой занятой женщины. Даже владельцы салонов красоты, которые долго работают и гордятся постоянной клиентурой, это понимают. Так, существующий около 30 лет нью-йоркский салон LeMetric Mobile Hair and Beauty Studio три года назад обзавелся своей передвижной версией.
В России, например, кроме фудтраков, автолавок и обувных мастерских ездят передвижные бани. Одна из них — «Баня на колесах» — работает в Москве. Также в крупных российских городах появились десятки мобильных автомастерских, которые предлагают, например, монтаж и демонтаж покрышек, ремонт пробитых колес, сезонное хранение шин.
Встречаются и очень необычные виды передвижного бизнеса. Например, австралиец Пол Шарк пять лет назад создал морской музей на колесах и назвал его «Акула в автобусе» (Shark in a Bus). В нем помимо прочего хранится заспиртованная пятиметровая акула.
Получается, что мобильным может стать почти любое собственное дело. Начинающим бизнесменам стоит торопиться: на дорогу уже выехали танцевальные студии, клубы для вечеринок, пекарни, медицинские лаборатории, цветочные магазины и другие поставщики услуг.
Копилка для бизнеса
Многие компании и банки в России предлагают программы для владельцев «передвижного» бизнеса
читать
Не влететь в копеечку
Узнайте, как правильно и недорого эксплуатировать «Газель»
читать
Начало дороги
Путь к собственному бизнесу прост — нужно пройти лишь несколько шагов
читать
Навстречу клиенту
Фантазия бизнесменов безгранична, и «вывести на дорогу» они способны любое дело
читать