совместный проект
Олег
Сирота
«Мечтаю расширить автопарк еще одной автолавкой и покорить на ней Европу»
В 2014 году предприниматель и владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота начал развивать отечественное сыроварение, а сейчас готовится к покорению Европы. В интервью РБК он рассказал, чем хороша выносная торговля, в какие отрасли лучше инвестировать и как получить поддержку государства.
Как вы выбираете точки для открытия своих магазинов? На что обращаете внимание?
Первую точку я открыл, можно сказать, случайно, на межрегиональной ярмарке в районе Ходынского поля. А места для всех остальных магазинов выбираю по двум параметрам. Сначала я читаю комментарии людей в соцсетях. Или слушаю посетителей, которые приезжают ко мне в Истру на экскурсии. Если меня просят открыть магазин «Русского пармезана» в определенном месте, значит, покупатели там будут. А если не просят, точно ничего не выйдет. Например, у нас была точка на Можайском шоссе. Место вроде отличное, но торговля не идет. Второе важное условие открытия — удобная логистика. Например, из-за высокой стоимости доставки я до последнего откладываю открытие в Кузьминках и Домодедово. Спрос есть, но слишком дорого туда возить.
Сколько вы присматриваетесь к точке, прежде чем принимаете решение, что ее пора закрывать?
После открытия мне хватает месяца, чтобы понять, стоит ли торговать в этом месте. Сразу не пошло — точку можно спокойно закрывать.
Вы используете автолавки? Ведь если не пошло, то место можно будет сменить.
У нас есть несколько машин, которые объезжают фермерские рынки и ярмарки по выходным дням. Еще у нас есть три машины доставки. В 2016-м мы приобрели молоковоз для срочной доставки молока из Калужской области — прекрасная рабочая лошадка Горьковского автозавода, ездит по 400–450 км в день. Собственно, кроме «ГАЗелей», других вариантов и не было — они надежные и в эксплуатации дешевле, чем любые конкуренты.

В этом году я мечтаю расширить наш автопарк еще одной автолавкой и покорить на ней Европу. Поедем в самую богатую страну Евросоюза — Германию. В планах — Берлин, Мюнхен, Франкфурт. Во-первых, мы варим сыры в основном немецко-швейцарской группы. Во-вторых, в Германии высокий покупательский спрос и много русских.

По самоокупаемости автолавок дела обстоят так. При условии, что в среднем стоимость машины — полтора миллиона рублей, окупаться она должна за 30 месяцев. Если этого не произошло, надо менять дислокацию. Еще один важный момент — машина должна быть отечественная. Зарубежные аналоги слишком дорогие. Для поездки с товаром в Европу я, например, тоже планирую покупать «ГАЗель Next». Нижегородские машины проверены временем и дорогами, у нас весь автопарк — «ГАЗели». Все отлажено, все работает, у каждой пробег фантастический.
Недавно вы получили поддержку в размере 35 млн рублей от государства на развитие. Какой бизнес, связанный с едой, на ваш взгляд, сейчас имеет больше всего шансов на получение господдержки?
Больше всего шансов на инвестиции от государства сейчас у молочного скотоводства, овощеводства, а в Подмосковье — у тех, кто занимается грибами. Чтобы выйти на полное замещение поставок молочной продукции из-за рубежа, России требуется еще лет 7–10. Молочная отрасль окупается дольше всего. Но, думаю, сдюжим! Вон с птицей и овощами получилось же наладить устойчивое импортозамещение.
По вашему опыту, что должен сделать бизнесмен, чтобы получить финансирование?
Лайфхак очень простой: хороший бухгалтер. Пока у меня не было бухгалтера, ничего не получалось. А потом я узнал, что устроившийся к нам недавно водитель — бывший зампред банка, у которого отобрали лицензию. После увольнения он переехал в деревню разводить кур. И вот, когда он узнал, что мы хотим получить поддержку, сказал: «Олег, давайте я вам помогу». И подготовил массу разных важных документов, которые я сам бы в жизни не собрал. Еще одна важная вещь: господдержка — это всегда лотерея. Подаешься один год — ничего не дадут, а на другой все получится.
Как вы оцениваете спрос на еду от малых производителей, владельцев автолавок, небольших сыроварен, пивоварен? Что влияет на спрос?
Ниша торговли с колес свободна в Москве и Московской области, меньше — в Петербурге, еще меньше — в городах-миллионниках. В хороший летний день на ярмарке за день можно получить чистую выручку в 50–70 тысяч рублей. Зима — «мертвые» месяцы. Вообще я заметил, что люди любят покупать с прилавков, не заходя в помещение. Практика показывает, что выносной прилавок около магазина существенно повышает выручку.
К чему готовиться бизнесмену, который хочет открыть свой бизнес, связанный с производством и продажей еды «на колесах» или на небольших точках?
У меня совет один: надо пытаться и пробовать. Тут такая же лотерея, как с господдержкой. Здесь не получилось — попробуй в другом месте. В нашем деле за одного битого двух небитых дают.
Нияз Фазылов
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
читать
Виктор Шкипин
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Оксана Бронникова
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Читайте также
Илья Шитов
владелец фудтрака Boston
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Илья Завельский
вице-президент ассоциации «Гастроном»
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Алексей Торопов
заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Екатерина Шаповалова
автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
читать
Оксана Бронникова
организатор фестиваля «Еда на колесах»
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
организатор фестиваля Food Show, директор компании NTA
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
директор по продажам и маркетингу дивизиона «Лёгкие коммерческие автомобили» компании ГАЗ
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Виктор Шкипин
основатель фестиваля Alfa Future People
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Нияз Фазылов
первый зампредседателя Государственного комитета по торговле и защите прав потребителей Республики Башкортостан
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Владлен Максимов
президент Ассоциации малоформатной торговли
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Конкурс GAZidea
Конкурс завершен
Отправьте краткое описание концепции мобильного бизнеса (заполните анкету участника).
Автор лучшей бизнес-идеи получит бизнес-план и доработанную под нужды бизнеса «ГАЗель NEXT» в эксплуатацию на год!
Победители конкурса:
Имя
Вид деятельности
Название компании
Степан Нимец
Студия маникюра
Berrynails
Победитель
Юрасов Дмитрий
Передвижной пункт выдачи заказов
BOXBERRY
2 место
Евгений Попов
Кафе-бар и музыкальный магазин в мексиканском стиле
Кавака Молли
3 место
Гаевский Денис
Фудтрак/бургерная
Мамас
Спецприз
Имя Вид деятельности Название компании  
Степан Нимец Студия маникюра Berrynails Победитель
Юрасов Дмитрий Передвижной пункт выдачи заказов BOXBERRY 2 место
Евгений Попов Кафе-бар и музыкальный магазин
в мексиканском стиле
Кавака Молли 3 место
Гаевский Денис Фудтрак/бургерная Мамас Спецприз
GAZidea — призы:
Главный приз: сертификат на годовую эксплуатацию «ГАЗель NEXT», адаптированную под Ваш бизнес.
Дополнительные призы: сертификаты на бизнес-обучение.
Специальный приз победителю от компании «Газпром нефть»: пакет цифровых продуктов для управления транспортными расходами и сервисная карта «ОПТИ 24» с запасом топлива на 2 тысячи литров.
А также:
уникальные условия на покупку автомобиля «ГАЗель» формата автолавки и фудтрака всем участникам проекта