совместный проект
Нияз Фазылов, Республика Башкортостан:
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
Организовать доставку необходимых товаров и продуктов для людей, проживающих в отдаленных уголках страны, где нет стационарной торговли, можно всего за несколько месяцев и даже при дефицитном региональном бюджете. О том, как это сделать, РБК рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по торговле и защите прав потребителей Республики Башкортостан Нияз Фазылов.
В декабре 2017 года власти республики купили, а затем передали муниципалитетам передвижные автолавки. Проект администрация охарактеризовала как пилотный. Кто выступил с инициативой?
Да, действительно, в прошлом году мы запустили первый этап проекта по развитию мобильной торговли в труднодоступных и малонаселенных пунктах Республики Башкортостан. Техника передана из государственной собственности в муниципальную безвозмездно.

Проектная инициатива исходила от комиссии по повышению устойчивого функционирования социально-экономического развития региона, на которой в качестве одного из проблемных моментов обсуждался перечень труднодоступных населенных пунктов. Затем последовало поручение премьер-министра республики предложить возможные варианты решения. В рамках проработки был изучен опыт других регионов. Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики. На реализацию пилотной части из республиканского бюджета были выделены средства в размере 15 млн рублей.
Какие факторы учитывались при выборе муниципалитетов и куда в результате были направлены автолавки?
Мы получали очень много жалоб и обращений от населения. В некоторых районах предприниматели сами наладили торговлю, в то время как в других сеть кооперативных магазинов сокращается. Предпринимательство на селе не так активно развивается, особенно сейчас, когда появилось множество вопросов с внедрением онлайн-касс, доступностью интернета, ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система. — Прим. ред.). Многие предприниматели, столкнувшись с различными сложностями и возросшими операционными издержками, сочли, что бизнес становится нерентабельным.

При выборе районов мы оценивали все эти обстоятельства, а также количество населенных пунктов, где проживают до 100 человек, и платежеспособность населения.

Первыми магазины на колесах получили те муниципалитеты, в которых проблема организации торгового обслуживания стоит наиболее остро. Основным критерием отбора явилось превышение 60%-ного порога количества населенных пунктов, в которых отсутствовала стационарная торговля.

Десять районов получили по одному мобильному пункту торговли. В их числе: Архангельский, Альшеевский, Бакалинский, Белорецкий, Буздякский, Зианчуринский, Калтасинский, Караидельский, Кугарчинский и Куюргазинский районы республики.
Сколько времени прошло с «нулевой стадии» до запуска проекта? Из каких источников осуществлялось финансирование?
Проект был реализован в течение 2017 года. Менее трех месяцев понадобилось на то, чтобы рассмотреть его на уровне правительства, одобрить и запустить. В республиканском бюджете, хоть он и дефицитный, есть резервный фонд. Получение из него средств под социально значимые инициативы — вопрос правильного обоснования. Минфин и правительство идут навстречу, когда эффект от проекта очевиден. Подчеркну, что мы предоставляли обоснование социальной составляющей проекта, а не финансовой. Об извлечении прибыли и рентабельности для хозяйствующих субъектов вопрос не стоял.
Почему в качестве поставщика был выбран именно ГАЗ? Какие критерии, кроме цены, стали определяющими?
Поставщик был определен по итогам электронного аукциона. Заявки подали несколько отечественных производителей. Победила компания, предложившая наиболее выгодные условия по комплектации и срокам поставок. Все купленные автолавки не только работают в режиме «магазина», но и могут отчасти использоваться как передвижные пункты общественного питания. Первый месяц эксплуатации показал, что пока эти функции менее востребованы.
Сколько населенных пунктов удается обслуживать за счет 10 закупленных автолавок?
Всего в республике порядка 1600 населенных пунктов, из них около 1000, то есть две трети, сейчас не имеют стационарного торгового обслуживания. И, как правило, в труднодоступных и малонаселенных пунктах проживают одинокие пожилые люди с низким уровнем доходов, не имеющие транспорта для выезда за покупками.

Мы прекрасно понимаем, что прибыль от реализации такого проекта будет невелика, тем более на начальной стадии. Именно поэтому автолавки передавались муниципалитетам безвозмездно. Дальнейшая их работа и ее эффективность зависит от действий администраций, от выработки правильного алгоритма работы на местах.

Те десять автолавок, которые мы безвозмездно предоставили муниципалитетам, по плану должны обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости 200 населенных пунктов. В ассортименте — продукты (от замороженных до сухих), инструменты, бытовая химия. Соответственно каждая автолавка имеет морозильное оборудование, холодильник.

Загрузка мобильных магазинов осуществляется согласно нашим рекомендациям и утвержденным технологическим картам, график поставок в каждый населенный пункт — два раза в неделю.
По какому принципу в Башкортостане выбирались предприниматели, которые получили в аренду передвижные автолавки? Сколько населенных пунктов они обслуживают?
В рамках закона № 44 муниципалитеты провели конкурсы на право аренды техники. Среди победителей — либо частные компании, либо муниципальные учреждения, имеющие в собственности магазины. Основное условие: дважды в неделю магазин должен приезжать в каждый из населенных пунктов. Всего ими обслуживаются 200 точек.
Кто обеспечивает контроль за деятельностью техники?
Все автолавки оснащены GPS-навигаторами. Муниципалитеты предоставляют администрации еженедельные отчеты с указанием маршрутов, что позволяет отслеживать, эффективно ли функционирует техника.

Мониторинг показывает, что есть районы-лидеры, которые заранее проработали свои маршруты и теперь оказывают услуги не только на своей территории, но и на соседних. Это выгодно для предпринимателей. Караидельский район подает другим пример. Лавка возвращается пустой, говорят в муниципалитете.

Кроме того, мы сами проводим выездной мониторинг. Ничто, кроме него, не даст объективную картину. Потребитель, как никто иной, расскажет о преимуществах и недостатках. Людей могут не устраивать цены, маршруты.
Вы вмешиваетесь в политику ценообразования?
Мы рекомендовали предоставлять населению минимально необходимый перечень социально значимых товаров, причем по ценам не выше среднереспубликанских значений. Сейчас мы прорабатываем вопрос, не утвердить ли нам обязательный перечень товаров.
Администрация республики ранее приобретала подобную технику?
С 2013 года в республике действует проект «Продукт Башкортостана». Зарегистрирован товарный знак, фирменная символика. Проект ориентирован на продвижение на внутренних и внешних рынках уникальных товаров и экологически чистой продукции, произведенной на селе: мед, кумыс, мясо и так далее.

В 2017 году появилась специализированная автолавка с символикой проекта. Она уже хорошо знакома жителям Уфы, так как участвует в сельскохозяйственных ярмарках, выставках, культурно-массовых мероприятиях. Торговля с нее осуществлялась, например, в день состязания наездников за Большой Уфимский приз на ипподроме «Акбузат», а также во время церемонии закрытия Второго художественного форума «Арт-Уфа» на площади перед ВДНХ. Она была задействована и во Всероссийском чемпионате по пахоте, на XII республиканском конкурсе кумысоделов в Давлекановском районе.

В прошлом году автолавка с символикой «Продукт Башкортостана» «гостила» на Сабантуе в Троицке Челябинской области и на Празднике башкирской культуры в городе Гай Оренбургской области.

Приобретенная для проекта «Газель» практически идентична тем, которые ездят сейчас по республике в качестве передвижных магазинов, за исключением «начинки»: она скорее ориентирована на общепит. Это также некоммерческий проект, график которого расписан и утвержден заранее. Администрация нанимает продавца, а предприниматели предоставляют товары.
Вы говорили, что изучали опыт, накопленный в других регионах. Расскажите, как там устроена передвижная торговля?
Да, подобный опыт есть. Например, у наших соседей — в Республике Татарстан. Там организациям потребительской кооперации предоставлены субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства, в том числе на закупку 100 автолавок на сумму 108 млн рублей, причем 80% их стоимости (86,4 млн рублей) оплачено из бюджета республики.

Автолавки Татпотребсоюза обслуживают более 500 труднодоступных и малочисленных деревень республики.
Как была выбрана именно такая модель? Почему технику, находящуюся на балансе муниципалитета, не эксплуатировать пять дней в неделю? Нанять водителей. Республиканский бюджет экономил бы на закупке передвижных магазинов...
Здесь несколько аспектов. У потребителей нет необходимости закупать впрок, поскольку люди понимают: через три дня они смогут снова приобрести продукты. Муниципалитет будет нести существенные расходы на техобслуживание, закупку горюче-смазочных материалов, на амортизацию.

Выбранная схема, при которой предприниматель два дня в неделю развозит по утвержденным маршрутам товары по рекомендованным ценам, а в остальное время зарабатывает, оптимальная.

У Татарстана другая система, там 100 автолавок обслуживаются под эгидой Центросоюза.
Планируются ли в республике закупки передвижных торговых точек в 2018 году?
Сегодня наша основная задача заключается в оценке эффективности работы автолавок. Мы изучаем «обратную связь» от жителей деревень. Анализируем маршруты, утвержденные администрациями. Вполне возможно, что усилим межмуниципальную кооперацию соседних районов. Таким образом, идет анализ реализации первого этапа проекта.
С вашей точки зрения, влияют ли законодательные ограничения, установленные в РФ, на возможности мобильной торговли?
В последние годы так называемым малым форматам торговли уделяется особое внимание на федеральном и республиканском уровнях. В настоящее время Минпромторг подготовил изменения в Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности и в Земельный кодекс (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли), которые значительно упрощают деятельность мобильных объектов. Мы считаем, что реализация этих предложений повысит предпринимательскую активность и послужит росту доли данного формата торговли в формировании розничного товарооборота регионов России. Для нас важно сохранить мобильный сегмент торговли, поскольку это позволяет обеспечить самозанятость наших граждан, служит каналом сбыта продукции для мелких сельхозтоваропроизводителей.
Во многих странах мира в регионах с низкой плотностью населения распространены не только магазины и пункты общественного питания на колесах, но и передвижные стоматологические клиники, диагностические лаборатории. Каковы перспективы в России?
Такие проекты активно реализуются в медицине, в сфере обслуживания, в экологии. Благодаря им повышается уровень и качество жизни наших жителей, и это очень важно для нас. В Башкортостане работают передвижные пункты флюорографии, экспресс-амбулатории. Проводится диспансеризация на местах. Потребность в передвижных медицинских услугах довольно высока.
Нияз Фазылов
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
читать
Виктор Шкипин
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Олег Сирота
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Оксана Бронникова
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Читайте также
Нияз Фазылов
первый зампредседателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Олег Сирота
предприниматель и владелец истринской сыроварни «Русский пармезан»
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Виктор Шкипин
основатель фестиваля Alfa Future People
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Оксана Бронникова
организатор фестиваля «Еда на колесах»
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
организатор фестиваля Food Show, директор компании NTA
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
Директор по продажам и маркетингу дивизиона «Лёгкие коммерческие автомобили» компании ГАЗ
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
Президент Ассоциации малоформатной торговли
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
Вице-президент ассоциации «Гастроном»
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
Владелец фудтрака Boston
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
«Регионы — это наше будущее, работы хватит на всех!»
читать