совместный проект
Екатерина Шаповалова, «Гастрономи­ческая карта России»:
«Регионы — это наше будущее, работы хватит на всех!»
Талант организатора, любовь к родной стране и желание показать гостям лучшее в ней — вот что нужно для запуска национального гастрономического проекта. Екатерина Шаповалова, более двадцати лет проработавшая в туристическом бизнесе, и ее команда взялись за создание «Гастрономической карты России» с энтузиазмом. В интервью РБК она рассказала о том, где можно отведать блюда разных народностей страны, чем Россия будет угощать болельщиков на чемпионате мира по футболу, и уверила, что место передвижному бизнесу на гастрономической карте найдется.
Кем и для чего создавался проект «Гастрономическая карта России»?
Отправной точкой можно считать конец 2014 года. Тогда я была специалистом по так называемым tailor-made-турам — персональным программам для разных сегментов туристов со сценарными планами любой сложности. Я 20 лет проработала в сфере выездного туризма, три года — на успешном творческом проекте Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Но потом после 20 лет продаж импортного готового продукта все в отрасли осознали, что отечественного брендового комплексного продукта, кроме бренда «Золотое кольцо», нет, — рынок пустой. Да и у меня самой был только опыт эпизодических поездок в Сочи и Суздаль. Еще в конце 1990-х я убедила аудиторию нашей туркомпании, что не нужно бояться путешествий на автомобиле, начиная от индивидуальных поездок и заканчивая пробегами на мотоциклах на любые расстояния. Было очевидно, что нужно сначала просто ехать, чтобы понять, что у нас есть. Все 20 лет мы в основном потребляли, ничего не производили своего. Толчком стала строчка из статистики крупнейшего российского туроператора въездного туризма «Интуриста». Самый частый вопрос от иностранного гостя нашей страны: «А есть ли у вас что-то, кроме церквей?» Исключительно интуитивно я решила начать исследование и выяснить, что у нас есть в сфере агротуризма.
С чего вы начали работу в агротуризме?
Нужно было понять, что у нас производится свое, местное, и готовы ли фермеры работать в туризме хотя бы частично. В течение первого года мы организовали экспедиции в регионы в радиусе 1000 км от Москвы: Ивановская, Тверская, Владимирская, Тульская, Воронежская, Вологодская, Липецкая области, Краснодарский край. Транспортная доступность исследуемой территории, на которой мы разрабатывали турпродукт и маршруты, была ключевым критерием для экспедиции. Я шла на ощупь: постепенно формировалось понимание территорий, самобытности регионов, разных алгоритмов работы внутри региона, коммуникаций с органами власти и отраслевиками, с бизнесом. Первый год, собирая сложных по совместимости участников команды, разработала методологию тестового туризма. За 2-3 дня экспедиции тестировали услуги на 10-15 объектах. Так был разработан новый турпродукт — «Агросафари на внедорожниках». В 2016-2017 годах мы провели более 30 многоступенчатых тестовых туров. Во время одного из них мэр города Суздаля Игорь Кехтер пригласил нашу команду разработать концепцию проекта «Гастрономическая карта Владимирской области». Мы разработали и протестировали новые модели туруслуг: дегустационные завтраки, обеды и ужины от региональных шеф-поваров, фермерские завтраки, меню региональной кухни — все это специально для туризма и в рамках маршрутов гастро- и агротуров. В конце 2016 года Федеральное агентство по туризму пригласило нас стать координаторами и тиражировать нашу практику уже в рамках федерального проекта «Гастрономическая карта России». Перед нами стоит задача создать интерактивную карту на национальном туристическом портале Ростуризма Russia.Travel, на которую будут нанесены знаковые блюда региональной кухни, продукты российского производства с экспортным потенциалом, объекты туризма, рестораны, фермы, производства на туристических маршрутах. На базе проекта под общефедеральным брендом «Гастрономическая карта России» системно продвигаются регионы и региональные участники, каждый фотопроект в регионе отображает его самобытность, а экспертную поддержку осуществляют авторитетнейшие отраслевые общественные организации страны.
Как владелец передвижного бизнеса может принять участие в проекте?
Под общефедеральным брендом «Гастрономическая карта России» в период чемпионата мира по футболу FIFA 2018 с 14 июня по 15 июля состоится фестиваль-путешествие по 11 городам-организаторам чемпионата — Welcome Foodball Cup. При поддержке автозавода ГАЗ, нашего автомобильного спонсора, 11 фудтраков «ГАЗель NEXT» проедут по 11 футбольным столицам. Во время однодневных фестивалей сборная команда шеф-поваров, рестораторов и производителей российского продукта из регионов представит региональную кухню. По городам проедут мобильные рестораны современного стритфуда «Москва», «Санкт-Петербург», «Саранск», «Сочи», «Екатеринбург», «Волгоград», «Самара», «Ростов-на-Дону», «Казань», «Калининград», уличные торговцы-коробейники, а также пройдут конкурс пикников от участников проекта «Гастрономическая карта России», дегустации лучших продуктов из регионов, футбольный фристайл и многое другое.
Расскажите подробнее о проекте с ГАЗ.
В настоящий момент Горьковский автозавод разрабатывает специальные предложения и льготные условия на покупку фудтраков «ГАЗель NEXT» для участников федерального проекта «Гастрономическая карта России» — рестораторов, шеф-поваров, фермеров, владельцев объектов туризма и др. Стритфуд, или уличная еда, — это титульная сторона туризма, уровень ее развития определяет степень развития отрасли и сферы питания как главной составляющей туриндустрии. Россия известна своими контрастами: между премиальным и низкобюджетным сегментом — пропасть, а точнее пустота, базовый средний сегмент просто отсутствует как класс. Не лишне объяснять аудитории, нашим потребителям, что стритфуд может стать уличным форматом ресторанных блюд вне стен ресторана. Неудивительно, что, скорее всего, рестораторы и некоторые состоявшиеся шеф-повара обращают сегодня внимание на эту сферу и готовы создать или уже разрабатывают стритфуд-проекты. Вся трехлетняя история наших проектов показывает, что самое эффективное продвижение региона, бренда, идеи — это мобильными средствами. Заезжая в регион, команда проекта переодевается в футболки с номером этого региона на спине, мы брендируем себя регионом, так что каждый из нас тоже является «мобильным» средством продвижения. Так и любой ресторан или гостиничный комплекс, который участвует в фестивальном парке фудтраков «Гастрономическая карта России», продвигает себя на общефедеральном уровне, путешествуя по стране, точнее путешествует мобильная версия, АВТОмобильная.
Какие бизнесмены и в каких городах уже в нем участвуют?
В фестивале Welcome Foodball Cup примут участие владельцы передвижного бизнеса. Участник федерального проекта — Удмуртская Республика — представит ижевскую компанию «Емелины печи». Это мобильная печь по выпеканию удмуртских перепечей — традиционных открытых пирожков из ржаного теста. В фестивале в Нижнем Новгороде во время чемпионата мира-2018 участвует местный стритфуд-проект — коптильня «Горячо». А сколько существующих стритфуд-проектов протестируют торговлю «с колес» на наших фестивалях, сколько шефов и рестораторов заразились идеей стритфуд-проекта! Такими проектами мы надеемся обратить внимание государства на необходимость поддержки перспективнейшей модели бизнеса. 28 апреля во Владимире мы презентовали даты и площадки фестивалей Welcome Foodball Cup в 11 городах-организаторах чемпионата мира по футболу.
Кухня каких регионов будет представлена в рамках проекта?
Всех регионов России. Хотя существует целый ряд продуктов и блюд, которые ввиду повсеместного распространения трудно отнести к конкретному региону. Но очень много блюд самобытных, уникальных, которые иллюстрируют культуру и историю. Наша задача — показать кухню, гастрономию в контексте туризма, а потенциал регионов огромен. Регионы — это наше будущее, работы хватит на всех.
Что и в каких регионах делается местными властями для того, чтобы способствовать развитию проекта и облегчить предпринимателям участие в нем?
Наши территориальные исследования в такие сжатые сроки были бы невозможны без непосредственного участия и поддержки администраций регионов и профильных ведомств. Туризм — это витрина экономики, мы наблюдаем, как за последние три года многие отраслевые ведомства создают межотраслевые проекты по развитию туризма. В разработке агротуристических маршрутов нам не обойтись без содействия региональных министерств сельского хозяйства, и быстро организовать съемки презентационных материалов о промышленном туризме в сфере производства продуктов питания без содействия и поддержки профильного министерства также невозможно. Это нормально и продуктивно для проекта федерального масштаба — объединять и обеспечивать коммуникации на всех уровнях.
К какому сроку планируется завершить проект по созданию интерактивной гастрономической кухни нашей страны?
«Гастрономическая карта России» — это непрерывная работа. Более 10 лет в ресторанном бизнесе общественные отраслевые организации разрабатывают понятийный аппарат. Сообщество спорит: что такое русская кухня, российская кухня? Сколько понадобится времени, чтобы в большинстве ресторанов столицы каждого региона готовили определенное количество уникальных региональных блюд? Когда любой человек в нашей стране, перечисляя блюда отечественной кухни помимо блинов, борща, икры и щей, упомянет мордовские блины пачат, татарские эчпочмаки, бурятские буузы, донского сазана, фаршированного кислой капустой, удмуртские перепечи, блюда черноморской и балтийской кухни? Мы только последние два года отмечаем рост продукции российского производства и наличие региональных брендов продуктов питания на полках супермаркетов — еще очень мало времени прошло. Карта — это «скелет», «каркас». Формально ее можно сделать быстро, но это будет «мертвый» интернет-ресурс. Каждый пункт карты должен быть рабочим, действующим, реальным, каждый графический символ должен быть на своем месте. Между производством одной фотографии, иллюстрирующей туристический и гастрономический потенциалы региона, и запуском турпродукта на рынке туруслуг — огромная работа, скорость которой зависит от финансирования в том числе. Мы надеемся, что в тестовом режиме «Гастрономическая карта России» появится к концу 2018 года.
Опыт каких стран перенимали организаторы?
Мы практики. Я как автор-разработчик, безусловно, адаптирую существующие модели туруслуг и применяю мировой опыт в регионах. Мы велосипед не изобретаем. Те же программы лояльности, которые создаются на базе проекта для участников, — это отработанный инструментарий. Форматы мастер-классов, сценарные планы и организация дегустационных сетов, технологические карты турмаршрутов — все это скорее симбиоз приобретенного опыта работы в сфере выездного туризма и региональных особенностей, включая менталитет местных жителей, особенности площадок поставщиков туруслуг. Бессмысленно перечислять огромное количество структур и объектов за рубежом, которые я проинспектировала в своей профессиональной карьере. Да, что-то и где-то я подсмотрела, переработала, адаптировала, а что-то придумала с нуля.
Можно ли назвать основные цифры проекта — к каким показателям стремятся организаторы?
На «Гастрономической карте России» 85 регионов, и каждый россиянин хотя бы раз в год должен съездить в тур в один из них. Подсчитать поток въездного туризма я не берусь. Мы пока убираем в нашем доме перед приемом гостей. Одна классная журналистка еще на старте назвала меня упаковщицей Шаповаловой. Да хоть и уборщица — все правда.
Нияз Фазылов
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Екатерина Шаповалова1
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
читать
Виктор Шкипин
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Олег Сирота
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Оксана Бронникова
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Читайте также
Нияз Фазылов
первый зампредседателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Олег Сирота
предприниматель и владелец истринской сыроварни «Русский пармезан»
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Виктор Шкипин
основатель фестиваля Alfa Future People
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Оксана Бронникова
организатор фестиваля «Еда на колесах»
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
организатор фестиваля Food Show, директор компании NTA
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
Директор по продажам и маркетингу дивизиона «Лёгкие коммерческие автомобили» компании ГАЗ
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
Президент Ассоциации малоформатной торговли
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
Вице-президент ассоциации «Гастроном»
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
Владелец фудтрака Boston
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
«Регионы — это наше будущее, работы хватит на всех!»
читать