совместный проект
Олег
Сирота
«Мечтаю расширить автопарк еще одной автолавкой и покорить на ней Европу»
В 2014 году предприниматель и владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота начал развивать отечественное сыроварение, а сейчас готовится к покорению Европы. В интервью РБК он рассказал, чем хороша выносная торговля, в какие отрасли лучше инвестировать и как получить поддержку государства.
Как вы выбираете точки для открытия своих магазинов? На что обращаете внимание?
Первую точку я открыл, можно сказать, случайно, на межрегиональной ярмарке в районе Ходынского поля. А места для всех остальных магазинов выбираю по двум параметрам. Сначала я читаю комментарии людей в соцсетях. Или слушаю посетителей, которые приезжают ко мне в Истру на экскурсии. Если меня просят открыть магазин «Русского пармезана» в определенном месте, значит, покупатели там будут. А если не просят, точно ничего не выйдет. Например, у нас была точка на Можайском шоссе. Место вроде отличное, но торговля не идет. Второе важное условие открытия — удобная логистика. Например, из-за высокой стоимости доставки я до последнего откладываю открытие в Кузьминках и Домодедово. Спрос есть, но слишком дорого туда возить.
Сколько вы присматриваетесь к точке, прежде чем принимаете решение, что ее пора закрывать?
После открытия мне хватает месяца, чтобы понять, стоит ли торговать в этом месте. Сразу не пошло — точку можно спокойно закрывать.
Вы используете автолавки? Ведь если не пошло, то место можно будет сменить.
У нас есть несколько машин, которые объезжают фермерские рынки и ярмарки по выходным дням. Еще у нас есть три машины доставки. В 2016-м мы приобрели молоковоз для срочной доставки молока из Калужской области — прекрасная рабочая лошадка Горьковского автозавода, ездит по 400–450 км в день. Собственно, кроме «ГАЗелей», других вариантов и не было — они надежные и в эксплуатации дешевле, чем любые конкуренты.

В этом году я мечтаю расширить наш автопарк еще одной автолавкой и покорить на ней Европу. Поедем в самую богатую страну Евросоюза — Германию. В планах — Берлин, Мюнхен, Франкфурт. Во-первых, мы варим сыры в основном немецко-швейцарской группы. Во-вторых, в Германии высокий покупательский спрос и много русских.

По самоокупаемости автолавок дела обстоят так. При условии, что в среднем стоимость машины — полтора миллиона рублей, окупаться она должна за 30 месяцев. Если этого не произошло, надо менять дислокацию. Еще один важный момент — машина должна быть отечественная. Зарубежные аналоги слишком дорогие. Для поездки с товаром в Европу я, например, тоже планирую покупать «ГАЗель Next». Нижегородские машины проверены временем и дорогами, у нас весь автопарк — «ГАЗели». Все отлажено, все работает, у каждой пробег фантастический.
Недавно вы получили поддержку в размере 35 млн рублей от государства на развитие. Какой бизнес, связанный с едой, на ваш взгляд, сейчас имеет больше всего шансов на получение господдержки?
Больше всего шансов на инвестиции от государства сейчас у молочного скотоводства, овощеводства, а в Подмосковье — у тех, кто занимается грибами. Чтобы выйти на полное замещение поставок молочной продукции из-за рубежа, России требуется еще лет 7–10. Молочная отрасль окупается дольше всего. Но, думаю, сдюжим! Вон с птицей и овощами получилось же наладить устойчивое импортозамещение.
По вашему опыту, что должен сделать бизнесмен, чтобы получить финансирование?
Лайфхак очень простой: хороший бухгалтер. Пока у меня не было бухгалтера, ничего не получалось. А потом я узнал, что устроившийся к нам недавно водитель — бывший зампред банка, у которого отобрали лицензию. После увольнения он переехал в деревню разводить кур. И вот, когда он узнал, что мы хотим получить поддержку, сказал: «Олег, давайте я вам помогу». И подготовил массу разных важных документов, которые я сам бы в жизни не собрал. Еще одна важная вещь: господдержка — это всегда лотерея. Подаешься один год — ничего не дадут, а на другой все получится.
Как вы оцениваете спрос на еду от малых производителей, владельцев автолавок, небольших сыроварен, пивоварен? Что влияет на спрос?
Ниша торговли с колес свободна в Москве и Московской области, меньше — в Петербурге, еще меньше — в городах-миллионниках. В хороший летний день на ярмарке за день можно получить чистую выручку в 50–70 тысяч рублей. Зима — «мертвые» месяцы. Вообще я заметил, что люди любят покупать с прилавков, не заходя в помещение. Практика показывает, что выносной прилавок около магазина существенно повышает выручку.
К чему готовиться бизнесмену, который хочет открыть свой бизнес, связанный с производством и продажей еды «на колесах» или на небольших точках?
У меня совет один: надо пытаться и пробовать. Тут такая же лотерея, как с господдержкой. Здесь не получилось — попробуй в другом месте. В нашем деле за одного битого двух небитых дают.
Нияз Фазылов
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
читать
Виктор Шкипин
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Олег Сирота
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Оксана Бронникова
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Читайте также
Нияз Фазылов
первый зампредседателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Олег Сирота
предприниматель и владелец истринской сыроварни «Русский пармезан»
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Виктор Шкипин
основатель фестиваля Alfa Future People
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Оксана Бронникова
организатор фестиваля «Еда на колесах»
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
организатор фестиваля Food Show, директор компании NTA
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
Директор по продажам и маркетингу дивизиона «Лёгкие коммерческие автомобили» компании ГАЗ
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
Президент Ассоциации малоформатной торговли
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
Вице-президент ассоциации «Гастроном»
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
Владелец фудтрака Boston
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
«Регионы — это наше будущее, работы хватит на всех!»
читать