совместный проект
Олег Марков, ГАЗ:
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
Минпромторг разрабатывает закон о нестационарной и мобильной торговле, который поможет упростить процедуру открытия передвижных кафе и магазинов. Директор по продажам и маркетингу дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» компании ГАЗ Олег Марков рассказал РБК, как закон повлияет на развитие индустрии, чем бизнес на колесах лучше обычного формата торговли и какие перспективы ждут эту сферу в будущем.
Когда ГАЗ обратил внимание на развитие мобильного бизнеса? Почему это произошло?
50% продаж автомобилей ГАЗ приходится на сегмент малого и среднего бизнеса, темпы развития которого в России отстают от общемировых. Анализ факторов развития этого сегмента рынка позволяет понять сдерживающие причины, опасения и ожидания предпринимателей.

Автомобильный бизнес всегда был достаточно понятным и легко монетизируемым для наших клиентов. Но мобильный бизнес — это не только классические грузоперевозки, но и большое количество видов других услуг, получивших «второе дыхание» при переходе от классической схемы их предоставления к мобильной.

Примерив свой бизнес на автомобиль, предприниматель получает уникальную возможность быть ближе к клиенту и способность легко оценивать и прогнозировать свои затраты. Барьеры вхождения и риски минимальны, поскольку автомобиль — высоколиквидное основное средство, не требующее значительного первоначального капитала. Это возможности и для начинающего предпринимателя, и для бизнесмена с именем. Бизнес на колесах — это история про каждого.

Наши автомобили используются в качестве точек мобильной торговли почти с того момента, как они появились в России. Унифицированная рамная платформа позволяет сделать на автомобиле любую надстройку.

Но объемы бизнеса всегда зависели от норм государственного и муниципального регулирования. В начале 2000-х годов в городах стали вводиться ограничения на организацию мобильных продаж — процесс согласования ужесточился и стал таким же, как если бы вы хотели открыть обычный мини-маркет или ларек. Нужно было дойти до главного архитектора и получить разрешение на установку. В итоге предприниматели стали отказываться от мобильных точек. Бизнес начал переходить в формат крупных сетевых магазинов.
Насколько тогда упал объем мобильного бизнеса?
Минпромторг приводил такую статистику: например, в одном из городов было около 1200 точек мобильной торговли, а после ужесточения их осталось не больше 400. Неофициально там продолжили работать еще 200–250 объектов, по данным экспертов.

То, что сегодня готовится новый закон о мобильной торговле, — правильная тенденция. Он крайне необходим, чтобы вернуть этот сегмент. Это должно подтолкнуть развитие малого и среднего бизнеса. Автомобиль ГАЗ как раз рассчитан на такой сегмент. Но пока его доля в структуре наших продаж — около 50%. По мере того, как этот сегмент будет увеличиваться в структуре ВВП, будет расти и рынок легких коммерческих автомобилей.
ГАЗ одним из первых поддержал идеи Минпромторга по внесению изменений в закон о торговле. Чего вы ожидаете от внедрения законодательных инициатив?
Мы все с нетерпением ждем момента, когда будет принят закон, инициированный Минпромторгом. ГАЗ также активно участвовал в разных рабочих группах по нему, понимая, что это новый потенциал для рынка. Закон должен сократить риски для стартаперов. То есть ты просто исследуешь рынок, выбираешь продуктовую матрицу, берешь автомобиль, ставишь на него одну из достаточно стандартных надстроек и занимаешься торговлей.

Около 40% постоянных посетителей стационарных продовольственных магазинов предпочли бы определенный ассортимент продукции покупать в непосредственной близости от дома или по пути с работы. А маломобильные группы населения?

Автомагазины нового поколения созданы для людей: продукция хранится и реализуется в правильных условиях, цены чаще всего ниже, чем в сетевых магазинах, а предложение в рамках ассортиментной группы шире, продавец защищен от непогоды, у него удобное и функциональное рабочее место. При этом автомобиль способен отлично вписаться в облик современного города.
Помимо работы над законопроектом ГАЗ как-то содействует со своей стороны развитию малого и среднего бизнеса?
Сейчас мы работаем с лизинговыми компаниями, пытаемся ввести для предпринимателей специальные условия приобретения машин с минимальным взносом, с замороженными периодами оплаты во время запуска бизнеса или с учетом сезонности. Для этого мы общаемся с производителями продуктов питания, сетевыми компаниями и другими партнерами, которые заинтересованы в этих проектах.

Еще мы предлагаем предпринимателям фактически готовые бизнес-решения по тем бизнесам, которыми, на наш взгляд, выгодно заниматься. Анализируем, какой может быть продуктовая и ассортиментная матрица, считаем всю экономику, готовим небольшой бизнес-план и предлагаем решения. Человек понимает, сколько он будет зарабатывать, если возьмет автомобиль.
То есть у вас есть шаблонные бизнес-решения под определенные компании?
Да, для разных сегментов. Например, для продуктового ритейла, для кафе.
Какой средний срок окупаемости таких мобильных предприятий?
Если говорить про фастфуд — в пределах двух лет. Этот срок позволяет окупить начальные инвестиции и выйти в ноль. Потом вся инфраструктура вместе с машиной становится твоей. Но это расчет не только по машине — учитываются затраты на ингредиенты, лицензирование, зарплаты персоналу и другие параметры.
Какой самый быстро окупаемый сегмент мобильного бизнеса?
Я бы не стал выделять сегменты — во многом это зависит от региона и расположения. Нельзя сравнивать Москву и другие города.
В Москве приходится сложнее или проще?
С точки зрения трафика проще подобрать правильное место, выбрать ассортимент и выстроить работу. Но в регионах сейчас востребованы массовые городские мероприятия — ярмарки, праздники, спортивные события. Там везде нужна организация питания, и местные власти с радостью приглашают мобильный бизнес, потому что фудтраки могут расположиться в любом удобном для посетителей месте и предложить разнообразную и качественную еду. К тому же это не потребует значительных затрат на проведение и уборку после мероприятия.
Предположим, я владелец мобильного бизнеса и решила работать на масленичной ярмарке в Ярославле. Мне легко будет потом поучаствовать на ярмарке в соседнем городе? Или нужны дополнительные лицензии и согласования?
Плюс мобильной торговли как раз в том, что человек после мероприятия в Ярославле может передвинуться со своим ассортиментом в Нижний Новгород. У нас есть такой опыт, когда мы приглашали на мероприятие в Нижнем коллег, которые занимаются мобильной торговлей в Ярославле, Москве и других регионах. Нужна была просто аккредитация и документы о том, что ты имеешь право заниматься этой деятельностью.
Какие преимущества законопроект даст владельцам мобильного бизнеса? Какой прирост можно ждать от новых инициатив?
Закон должен будет обеспечить простоту ведения бизнеса. Все, что нужно будет предпринимателю, — соблюдать правила дорожного движения. Он не должен мешать пешеходам и автомобилям — на магистралях, в подземных переходах или других местах. Все.

Второй момент — у людей появится больше торговых точек рядом с домом и работой. Да, у нас активно развиваются сетевые компании, но у многих производителей проблемы с ценовой политикой, которую им навязывают сети. А с мобильной торговлей бизнесы, у которых уже есть свое производство, получат альтернативный канал сбыта.

Мобильный бизнес интересен и для опытных предпринимателей. Они смогут расшириться или повысить эффективность за счет нового канала. Это ведет к формированию нормальной конкурентной среды, дает толчок к развитию малого бизнеса и тащит за собой развитие автомобильной отрасли.
Сколько у вас будет новых клиентов, на ваш взгляд?
Звучат разные показатели. По всей стране требуемый объем автомобилей для мобильной торговли оценивается в 35–50 тысяч.
Несколько лет назад мобильную торговлю уже вытесняли более привычные форматы. Почему вы считаете, что сейчас такой бизнес сможет закрепиться?
Любой бизнес проходит через период становления. Когда-то на рынке были ларьки с контрафактным товаром. То же самое и в стихийных формах торговли. Не было требований к качеству организации точек, к ассортименту, не было развито маркетинговое планирование. Сегодня мобильная торговля по стандартам ведения бизнеса не уступает привычным торговым точкам, а автомобили не менее комфортабельные, чем стационарные магазины или мини-кафе.

Мобильность теперь если и будет влиять на качество, то только в лучшую сторону. Для покупателей это всегда свежие продукты, а для предпринимателя — постоянные клиенты. Ведь вряд ли фургон будет часто менять место, если торговля идет хорошо. Лояльная аудитория перестанет платить, если что-то пойдет не так.
В этом году у нас будет чемпионат мира. Какие вы прогнозируете изменения в спросе и настроении своих клиентов?
Это отличная возможность для новых форматов, поскольку турпоток в городах проведения будет огромный, — нужно будет обслуживать фан-зоны. Наш модельный ряд уже сейчас может закрыть любые задачи по организации обслуживания чемпионата. Если закон по мобильной торговле будет принят, она станет еще более востребованной.
Расскажите о моделях ГАЗ для этого сегмента. Какой есть выбор для клиентов?
Есть четыре базовые комплектации: цельнометаллический фургон, шасси, промтоварный фургон или автобус. А на их основе мы можем сделать любой автомобиль под индивидуальный запрос — возможно больше 1000 вариантов конфигурации машин. Это могут быть магазины, автокафе, точки с печатными изданиями, туристическими путевками, экскурсиями и билетами. Например, если клиенту нужен холодильник большей мощности или дополнительные рекламные экраны на крыше, мы это сделаем. 


В целом ГАЗ открыт к любой задаче. Наши автомобили прошли сертификацию, зарекомендовали себя как недорогой и эффективный транспорт для мобильного бизнеса. Традиционно мы много времени уделяем выбору партнеров по производству специальной техники, чтобы наши клиенты были уверены в конечном продукте. Наши партнеры поставляют как стандартные надстройки и оборудование, так и индивидуальные решения для особых задач. К любой машине идет набор сервисов, связанный с техобслуживанием и программами лояльности. Мы делаем все, чтобы наши транспортные решения были максимально функциональными, быстро окупались и позволяли нашим клиентам развивать свой бизнес.
Нияз Фазылов
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
читать
Виктор Шкипин
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Олег Сирота
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Оксана Бронникова
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Читайте также
Нияз Фазылов
первый зампредседателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей
«Мы выбрали торговлю на колесах как наиболее эффективную в условиях нашей республики»
читать
Алексей Торопов
заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития
«Успешные проекты вносят вклад в развитие инвестиционной привлекательности города»
читать
Олег Сирота
предприниматель и владелец истринской сыроварни «Русский пармезан»
«Мечтаю расширить автопарк ещё одной автолавкой и покорить на ней Европу»
читать
Виктор Шкипин
основатель фестиваля Alfa Future People
«На нашем фестивале все фудтраки проходят эволюционный отбор»
читать
Оксана Бронникова
организатор фестиваля «Еда на колесах»
«Пока рынок не растёт — надежда на чемпионат мира по футболу в 2018 году»
читать
Вадим Зуйков
организатор фестиваля Food Show, директор компании NTA
«В бизнес фудтраков пришли крупные игроки с качественной организацией труда и техникой»
читать
Олег Марков
Директор по продажам и маркетингу дивизиона «Лёгкие коммерческие автомобили» компании ГАЗ
«Мы предлагаем бизнесменам автомобиль и готовые бизнес-решения для мобильной торговли»
читать
Владлен Максимов
Президент Ассоциации малоформатной торговли
«Передвижной бизнес — это вполне доступно»
читать
Илья Завельский
Вице-президент ассоциации «Гастроном»
«В этом году в мобильной торговле России может случиться переворот»
читать
Илья Шитов
Владелец фудтрака Boston
«Для «ГАЗели» всегда можно найти доступный автосервис и запчасти 24 часа в сутки»
читать
Екатерина Шаповалова
Автор идеи и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России»
«Регионы — это наше будущее, работы хватит на всех!»
читать